Пчеловодство как бизнес


Домашняя пасека  фото
Домашняя пасека


Домашнее пчеловодство как бизнес


 Пчеловодство, это можно сказать, достаточно прибыльный бизнес, но как и в любом другом бизнесе требуется много труда, знаний, а также и капиталовложений.

 Для этого нужен участок земли, если пасека не большая то для ее обслуживания не нужно постоянного присутствия. Для большинства людей, работа пчеловода ассоциируется только с откачкой меда, хотя большинство даже не знают как она проводится. На самом деле, откачка меда, это лишь плоды проделанной работы на протяжении целого года и трудится пчеловоду приходится не от случая к случаю, а когда это необходимо.

 Людям решившим заняться пчеловодством и не имеющим большого опыта, нужно быть готовым к разочарованием, потому что многое в пчеловодстве постигается только на своем опыте.

 В пчеловодстве, как и пожалуй в любом бизнесе, есть определенные риски, из за которых можно не только, не получить прибыли, но и понести убытки. Погодные условия-один из главных факторов влияющих на доход пчеловода. В холодное и дождливое лето не только снижается медосбор, но и повышается возможность возникновения у пчел различных заболеваний. При слишком сухом лете, растения быстро перецветают и дают мало нектара, что также плохо влияет на количество собранного пчелами меда. Еще одним из рисков, являются разные заболевания пчел, которые способны не только значительно снизить медосбор, а и привести к гибели всей пасеки.

 Но при правильном уходе за пасекой, все эти риски можно свести к минимуму.

 Человеку, который хочет заняться пчеловодством как бизнесом, но не имеет опыта, пчелиных семей лучше заводить не менее пяти, чтобы было на чем немного подучится и меда накачать. Большого количества семей в первый год заводить не следует, потому что из-за неопытности, могут возникнуть проблемы с уходом. Человек имеющий хороший опыт в пчеловодстве, может ухаживать за пасекой 25-30 семей и при этом ходить на свою основную работы, получая неплохой дополнительный заработок.

 Если говорить о заработке который можно получить, то обычно от одной  пчелиной семьи за сезон получают от 20 до 100 кг меда, конечно, все зависит от многих факторов: медосбора, погодных условий и от самого пчеловода. Таким образом, при хорошем медосборе, деньги инвестированные в пчеловодство можно вернуть за один сезон и еще немного заработать

 Для тех, кто хочет пчеловодство, сделать своим основным заработком, нужно ориентироваться на пасеку в сто и более семей (промышленное пчеловодство).

 Реализация меда дает пчеловоду основную часть его прибыли, еще можно дополнительно получать прибыль от продажи пыльцы, прополиса, маточного молочка, воска и пчелиного яда. Также от продажи "пчелопакетов", если иметь достаточное количество пчелиных семей и хорошую породу пчел.

 В среднем одна пчелосемья дает до 100$ чистого дохода. Но все зависит от медосбора, погодных условий, силы семей и от качества ухода за пчелами.





Промышленная пасека Савина фото
Промышленная пасека Савина


Промышленное пчеловодство

По результатам опроса, мед люди покупают через знакомых, на рынке и в последнюю очередь в супермаркете. Причина в том, что крупные сети сотрудничают с пчеловодами – частниками лишь в том случае, если объемы его продукции не меньше 10 бидонов. А у него, зачастую их не больше пяти. Поэтому он вынужден стоять на рынке сам.

Кроме того, для частника сдавать мед крупным заготовителям невыгодно, ведь закупочная цена меда составляет от 5 до 10 грн. за 1 кг. Если же пчеловод занимается реализацией сам, то за один кг меда он сможет выручить не менее 15грн.

По оценке экспертов, фасовкой и реализацией собственного меда небольшим хозяйствам есть смысл заниматься, если количество пчелосемей — не менее 100, для крупных игроков рынка количество семей должно превышать 1000-й барьер. Максимального эффекта можно достичь при смешанном производстве: обзавестись собственным пчелохозяйством и дополнительно закупать мед у независимых пчеловодов, предварительно заключив с ними договоры на поставку. Благодаря такой схеме можно снизить себестоимость фасованной продукции.

Реализация меда приносит пчеловодам более 80% доходов. А вот другие продукты пчеловодства воск, пыльца, прополис, маточное молочко в Украине слабо востребованы. Поэтому производители не делают на них ставку, тем более что мед можно отправлять на экспорт, а вот прочее можно сбывать только на внутреннем рынке.

Предпринимателю, который решил заняться пчелобизнесом, начинать собственный медовый бизнес с создания пасеки — нецелесообразно. Намного проще занять позицию управленца (администратора) и попытаться объединить вокруг себя небольшие пчелохозяйства, где пчеловоды отвечают за производство меда, админкорпус же несет ответственность за его переработку и сбыт.

В случае если выбран формат перепродажи меда как сырья, (если не планируется выпуск меда под собственной ТМ) месячный оборот продукции должен составлять не менее 10 т, только такие объемы могут гарантировать вам не менее 15-20% прибыли.

Для фасовки меда, необходимо приобрести специальное оборудование: термокамеры (стоимость одной — от $1 тыс.) для «роспуска» меда, смесители для купажирования меда (от $300), если необходимо сделать медовую смесь. Для анализа меда необходима собственная лаборатория. Но позволить себе дорогостоящее оборудование ( от $200 тыс) может далеко не каждая компания.

Поэтому небольшим компаниям выгоднее получать сертификат качества меда на каждую партию в независимых лабораториях.

Но самые большие расходы связаны с закупкой сырья. В среднем затраты на их покупку составляют 60-70% от всех капиталовложений.

Что касается персонала для пчелофермы, то небольшому предприятию много сотрудников не нужно. Практически все основные функции- фасовщика, и экспедитора, и грузчика может выполнять один человек. Единственное — во время медосбора стоит нанять двух-трех временных рабочих, которые обходятся в среднем 140-160 грн. в неделю. Для сравнения, на крупных пчеловодческих предприятиях работают до 60 человек.

Спрос на мед на внутреннем рынке неуклонно растет. Та же ситуация и на рынке внешнем. Все больше стран отказываются от некачественной китайской продукции, которая, как обычно, привлекает низкой ценой. Растет и закупочная цена - если в прошлом году закупочная цена на внешнем рынке составляла $1, то в этом году она доходит до $2 за 1 кг.

Пока в данный момент большинство товарооборота обеспечивают пчеловоды-любители, в то время как в других странах лицо данной отрасли формируют профессионалы. Понятно, что будущее украинского рынка за крупными игроками. Они уже теснят мелких производителей с магазинных полок.

Но у тех и других, а также желающих попробовать свои силы в медовом бизнесе перспективы самые радужные. Рынок неструктурирован, цены на мед постоянно растут, культура потребления на внутреннем рынке хоть и медленно, но формируется.

Цифры
Объем рынка: около $1 млн
Рентабельность: 15-30%
Цены производителей:
мед белой акации в стеклянной банке (700 г) от 14 грн.
мед гречишный в пластиковом ведре (1300 г) от 22 грн.
пыльца цветочная (200 г) от 12 грн.
прополис (50 г) от 8 грн.

Комментариев нет:

Отправить комментарий